Том III , С. 713-714
опубликовано: 26 февраля 2009г.
Афанасий (Евтич), еп. Захолмский
[Серб. Атанасиjе] (Евтич Зоран; 8.01.1938, с. Брдарица близ Валево, Югославия (Сербия) - 4 мар. 2021, Требине (Сербия)), еп. Захолмский и Герцеговинский Сербской Православной Церкви (СПЦ), богослов, духовный писатель, публицист, переводчик. В 1958 г. закончил Белградскую ДС. 3 дек. 1960 г. в мон-ре Пустиня вблизи Валева был пострижен в монашество архим. Иустином Поповичем и наречен в честь св. Афанасия Великого. Переведен в мон-рь Троноша под Лозницей, продолжил учебу на Богословском фак-те Белградского ун-та. В янв. 1961 г. рукоположен во иеродиакона. В 1963 г. окончил Богословский фак-т и в августе того же года рукоположен во иеромонаха. В февр. 1964 г. А. был направлен Сербским Патриархом Германом в Богословскую академию на о-ве Халки (Турция). С июня 1964 г. обучался на Богословском фак-те Афинского ун-та. В июне 1967 г. стал д-ром богословия после защиты дис. «Экклезиология апостола Павла по св. Иоанну Златоусту» на греч. языке. В течение года занимался в Афинах научной работой в области патристики. Одновременно служил приходским священником в церкви РПЦ в Афинах. Осенью 1968 г. продолжил научную работу в Свято-Сергиевском богословском ин-те в Париже. В 1969-1972 гг. А.- преподаватель курса «Введение в богословие и патрологию с аскетикой». В 1971-1972 гг. преподавал также историю Церкви визант. периода. В Париже А. посещал лекции по патрологии на римско-католическом теологическом фак-те и по визант. лит-ре в Сорбонне. Служил в рус., серб., греч., и франц. правосл. приходах. Летом 1972 г. А. вернулся в Югославию. В 1973 г. избран доцентом на кафедру патрологии, преподавал историю христ. Церкви и историю СПЦ. С 1983 г. экстраординарный, а с 1987 г.- ординарный профессор на кафедре патрологии. В 1980-1981 и 1990-1991 гг. избирался деканом Богословского фак-та.
В 1991 г. Архиерейский Собор СПЦ избрал А. епископом Банатским, 7 июля 1991 г. в г. Вршац состоялась его хиротония. В мае 1992 г. по решению Архиерейского Собора назначен на Захолмско-Герцеговинскую кафедру. Из-за начавшегося вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине интронизация была совершена в Требине, куда в мон-рь Тврдош из Мостара была перенесена епископская кафедра. А.- инициатор открытия в 1994 г. правосл. ДА св. Василия Острожского в Србине (Республика Сербская, Босния и Герцеговина) и первый ее ректор. С кон. 1998 г. по состоянию здоровья он находится на покое в мон-ре Тврдош.
А.- один из наиболее авторитетных богословов СПЦ, участник мн. международных конгрессов и симпозиумов, в т. ч. Первой конференции правосл. богословов (Бостон, 1970), автор широко известных трудов: Патрология (1984), «Духовность Православия» (1990), «На путях Святых Отцов» (2 кн.) (1991), «Святой Савва и Косовский Завет» (1992). Его перу принадлежат также монографии «Монастырь Челии» (1985), «Великомученический Ясеновац - документы и свидетельства» (1990), «Страдания сербского народа в Косово и Метохии» (1990), книга путевых записок «От Косова до Ядовна» (1984), многочисленные публикации о выдающихся серб. богословах еп. Николае (Велимировиче) и архим. Иустине (Поповиче). Более 200 его работ переводились и публиковались в др. странах. А.- член Союза писателей Сербии.
Соч.: Религиjа, наука и уметност у своjой троjичноj несливености али и нераздељености // Science and Culture: A Study of Cohesive and Disjunctive Forces / Ed. by G. Holton. Boston, 1965. P. 332-345; То же // Теолошки погледи. 1968. Год 1. № 3. С. 226-243; Учење Светог Jована Дамаскина о Пресветоj Богородици: О православноj теологиjи // Там же. 1971. Год 4. № 1. С. 18-42; Учење Светог Иринеjа Лионског о Цркви, православљу и евхаристиjи // Там же. 1972. Год 5. № 1. С. 39-62; Увод у теологиjу Кападокиjских Отаца о Светом Духу // Там же. 1973. Год 6. № 1. С. 22-35; Православна вера и живот: догма и морал у Православљу // Там же. № 2. С. 131-145; Свети Атанасиjе Велики и Александриjски Сабор 362 године // Там же. № 4. С. 262-286; 1974. Год 7. № 1/2. С. 7-44; Евхаристиjа у Источной Цркви // Там же. № 4. С. 209-223; Литургиjа и васпитање: (Евхаристиjски приступ хришћанском васпитању) // Там же. 1976. Год 9. № 4. С. 213-220; Ориген и грчка философиjа // Там же. 1978. Год 11. № 4. С. 162-183; Теолошко дело Св. Василиjа Великог изме у «Никеjаца» и «Источних» // Там же. 1979. Год 12. № 4. С. 177-192; Литургиjски живот - срж парохиjског живота // Там же. 1980. Год 13. № 3. С. 89-105; Апостолско-светоотачко учење о Светим таjнама // Там же. 1981. Год 14. № 1/3. С. 2-17; Други Васељенски сабор: (Поводом 1600-годишњице другог Васељенског сабора) // Там же. С. 81-95; Развоj богословља код Срба // Там же. № 3/4. С. 81-104; Хришћанство и мистика // Там же. 1983. Год 15. № 1/3. С. 1-16; Философиjа и мистика // Там же. С. 16-25; Марксистичко и хришћанско схватање религиjе и философиjе // Там же. С. 131-144; Богословље и предање: Богословље као чувар и бранилац Предања // Там же. 1984. 16. № 1/2. С. 69-79; Исус Христос jедини спаситељ света у православной мисли данас // Там же. С. 49-68; Покаjање као преображење човека // Там же. № 3/4. С. 163-173; Патрологиjа. Приручник за студенте. Београд, 1984. Св. 2: Источници и писци IV и V од Никеjе до Халкидона, 325-451; Сусрет схоластике и исихазма код Нила Кавасиле // Теолошки погледи. 1985. 17. № 4. С. 201-212; Летопис манастира Ђелиjа. Ваљево, 1985; Онаj коjи jесте - живи и истинити Бог Светог Григориjа Паламе // Теолошки погледи. 1985. Год 17. № 1/3. С. 95-119; Од Косова до Jадовна: Путни записи. Београд, 1987; Задужбине Косова: Споменици и знамења српског народа / Уред. А. J. Призрен; Београд, 1987; Трагање за Христом. Београд, 1989: Његош и патристика // Теолошки погледи. 1989. Год 21. № 1/2. С. 41-52; Страдања срба на Косову и Метохиjи од 1941 до 1990. Приштина, 1990; Духовност Православља. Београд, 1990; Света Земља: Историjа и эсхатологиjа // Теолошки погледи. 1990. Год 22. № 1/3. С. 97-107; На путевима Отаца. [Књ.] 2. Београд, 1991; Хришћанско схватање личности у историjи // Теолошки погледи. 1991. Год 23. № 1/4. С. 19-33; Свети Сава и Косовски Завет. Београд, 1992; Српска Црква у другом светском рату. Београд, 1992; Le royaume céleste dans le destin historique du peuple Serbe // Russie: Mille ans de vie chrétienne. Chambésy, 1993. P. 197-204; L'infinito cammino: Umanazione di Dio e deificazione dell'uomo. Sotto il Monte, 1996; Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994; Etudes hésyhastes. Lausanne, 1995. (La lumière du Thabor); Српски Православни буквар. Београд, 1997; Распета Херцеговина / Приредио Велибор В. Џомић. Краљево, 1997.
Пер.: Књиге Макавеjске. Врњачка бања, 1996.
На рус. яз.: Учение о Пресв. Богородице у св. Иоанна Дамаскина // Правосл. мысль. П., 1971. Вып. 14. С. 40-61; Человек полагает, а Бог располагает // Беседа. Л.; П., 1984. С. 217-221; Покаяние, исповедь и пост. Фрязино, 1995; Новое слово о покаянии, исповеди и посте. М., 1996; Православный экуменизм // Церковь и время. М., 1998. № 4 (7). С. 63-74.
Лит.: [Предисловие] //
Jевтић Атанасиjе. Знак препоречни: Разговори у времена смутна. Београд, 1994. С. 9; Православље. 1991. № 582. 15 jун; Светигора: Образник веры, культуры и воспитания. 1994. № 1. С. 100; Orthodoxia. 1999-2000. P. 183.
И. А. Чарота